Разглядывая роскошные бриллианты и филигранные узоры на драгоценностях, мы, несомненно, очаровываемся. А вот глядя на такое распространенное ювелирное изделие, как кольцо, в основном даже не задумываемся, насколько кропотливый труд стоит за его созданием. Ведь на первый взгляд шинка кольца — это обычный ободок, возможно, украшенный камнем или каким-то узором, но большинство моделей, которые женщины и мужчины носят ежедневно, особо пышного декора не имеют. Однако даже такое простое, как может показаться, украшение проходит очень сложный многоэтапный процесс производства, в котором задействовано много профильных специалистов — от дизайнеров до технологов. Разбираемся, как делают кольца и какие технологии при этом применяют. Окунувшись немного глубже в тонкости производства, вы гораздо больше будете ценить труд ювелира.
Технологии изготовления
Раньше украшения изготавливали вручную, до определенных пор могли делать кольца методом холодной или горячей ковки. Но очень быстро мастера стали подключать технологические новшества. И сегодня выделяют несколько популярных способов изготовления шинки кольца, которые различаются по сложности и, соответственно, затратности. В их числе:
- литье;
- штамповка;
- прокатка;
- волочение.
Есть еще один известный способ делать украшения, который был популярен в СССР — «труба-резание». Это когда сначала изготавливали трубу из сплава, а потом делали кольца путем нарезания ее на ободки нужной ширины. Но сейчас метод используется нечасто.
Волочение и прокатка — схожие методы производства ювелирных изделий, где заготовки проходят через прокатные станы и матрицы или серию прессов, вальцов соответственно. Дешевые, но не слишком популярные способы делать кольца, поскольку сложных дизайнов так не создашь, а дорабатывать все равно приходится немало.
Термины «литье» и «штамповка» знакомы автомобилистам. Да-да, не только колесные диски делятся на литые и штампованные. Технологии аналогичные и их затратность также. Штамповка — простой метод: позволяет делать кольца путем прессования металлических листов готовыми формами — штампами. Особо интересных и витиеватых конструкций таким образом не получить, но для массового производства однотипных недорогих изделий — то что нужно.
Литье — самый распространенный сегодня способ делать украшения, причем не только кольца, а и серьги, подвески и прочие изделия любой сложности. Как понятно из названия технологии, шинку кольца и детали декора отливают — заливают расплавленный металл в специальную форму. Однако полученное после застывания изделие — это лишь основа, из которой дальше можно делать кольцо. Далее она проходит множество этапов, прежде чем обретает идеальный вид и попадает на витрину ювелирного бутика.
Кропотливый процесс создания кольца
Поскольку литье — самый популярный и повсеместно применяемый метод изготовления ювелирных изделий, на его примере мы и рассмотрим подробно, как делают кольца. Литые украшения — это всегда интересные и безупречно выполненные дизайны, разнообразные профили обручальных колец, эффектный декор повседневных моделей. Но заслугой тому не просто продуманная технология. Несмотря на невероятный прогресс в ювелирной сфере, создание драгоценностей — это не просто «нажал на кнопку и пошел пить кофе». Этот процесс требует немалых усилий, знаний, сноровки, а кроме того, множество этапов все еще делают вручную. А для полного производственного цикла — от первого наброска будущего изделия до финальной его обработки — задействуется множество разных специалистов. Но в том, как делают кольца, мы начнем разбираться с самого начала. А прежде всего рождается идея…
Этап 1: Эскиз
Готовясь к свадьбе, молодожены не знают, как выбрать обручальное кольцо, а в поисках подарка любимой можно запросто растеряться в огромнейшем разнообразии моделей украшений. А все почему? Потому что дизайнеры знают свое дело и постоянно предлагают все новые вариации драгоценностей. Именно с задумки креативного дизайнера и начинается весь процесс.
Он делает набросок на бумаге или в компьютерной программе и предоставляет начальный эскиз специальному человеку на производстве — технологу, который определяет, насколько реально воплотить идею и во что это производителю обойдется. В тесном сотрудничестве они дорабатывают эскиз, учитывая все детали — форму, структуру, декоративные элементы, выбор материалов и пр.
Технолог сразу прикидывает процесс производства — некоторые элементы сразу отбрасывает, что-то упрощает, что-то добавляет, целое украшение делится на части, которые можно сделать отдельно, а после — соединить. Дальше идея передается на этап создания прототипа — модели будущего украшения.
Этап 2: Модель
Это момент, когда абстрактные идеи начинают приобретать конкретную форму и структуру. С помощью компьютерной техники двухмерный эскиз превращается в трехмерное изображение, которое можно ощутить и оценить в реальном масштабе. В этом процессе учитываются все аспекты дизайна, включая пропорции, эргономику и детали. Вносятся нужные коррективы, после чего делают модель украшения (так называемую «восковку»), которая будет точной копией будущей драгоценности. Делают модель кольца из специального воска вручную или распечатывают на 3D-принтере, что значительно дороже. Точность и внимание к деталям на этом этапе играют решающую роль. Модель шинки кольца и отдельных элементов становится макетом, который будет использоваться в процессе изготовления украшения.
Этап 3: Слепок
Каждая «восковка» имеет специальную ножку, с помощью которой крепится к восковому стержню. На него закрепляются все детали будущего украшения, и образуется такая себе ювелирная «елочка». Мастер помещает ее в специальную форму, которая называется «опока», и заливает глиной. На этом этапе заготовку поддают сильной вибрации на специальной платформе, чтобы точно вышли все пузырьки воздуха, иначе образуются пустоты. Опоку ставят в печь при температуре около 1000 °C. Глина запекается, а воск плавится и вытекает, а на его месте остается литейная форма, в точности повторяющая детали будущего украшения. Далее на основе формочек делают кольца из металла.
Этап 4: Заливка
Теперь мастер делает такую же «елочку», только уже золотую — если в результате должны получиться золотые кольца. А вообще может использоваться любой другой драгоценный сплав. Цвет украшения формируется на этом этапе и зависит от лигатуры (примесей в сплаве), например:
- красное золото делают путем добавления меди в состав;
- для получения белого — добавляют платину, никель, палладий;
- классическое желтое — микс золота, серебра и меди в определенных пропорциях.
- Все расплавленные металлы смешивают до однородности и заливают в полученную на предыдущем этапе литейную форму.
Этап 5: Основа
После охлаждения получается золотая «елочка» с готовой шинкой кольца и элементами декора. Форму разбирают, а все детали снимают со стержня кусачками. После шлифования и приведения в порядок всех «запчастей» будущего изделия основа передается для последующего соединения.
Этап 6: Сборка
На этапе сборки за работу берется ювелир-монтировщик. Он соединяет все детали воедино, подгоняет размер и делает кольцо, по которому уже можно оценить, как готовое изделие будет выглядеть. Спаивать детали нужно очень тщательно и осторожно, поскольку надежность и срок эксплуатации изделия будут зависеть именно от работы монтировщика.
Этап 7: Обработка
Финальная обработка придает изделию безукоризненный вид. Этот этап включает разные техники, включая:
- Шлифование. Поверхность шинки кольца обрабатывается с использованием абразивных материалов, чтобы сделать ее гладкой и ровной. Этот этап помогает устранить неровности, царапины и другие дефекты.
- Полирование. С помощью специальной обработки металлу придается характерный глянцевый блеск, это делает его привлекательным.
- Матирование. Интересный способ обработки, который делает матовую поверхность на кольце, придавая ему особую текстуру. Этот процесс может быть применен к отдельным частям изделия для создания контраста или ко всей поверхности.
Кроме того, на этом этапе совершают такие процессы, как нанесение узоров, гравировки и других декоративных элементов.
Этап 8: Пробирование
В целом, украшение практически готово, однако называться ювелирным оно еще не может, пока на нем не красуется соответствующее пробирное клеймо. После проведения соответствующей процедуры проверки Пробирная палата Украины ставит пробу на внутренней части шинки кольца. Эта отметка будет говорить о том, сколько чистого металла содержится в украшении. Например, если на золотом кольце стоит отметка «585», это значит, что в сплаве 58,5% золота, а все остальное — лигатура.
Этап 9: Вставка
На самом последнем этапе изготовления делают вставку, если она была предусмотрена дизайном. Тут за дело берется еще один профильный специалист — геммолог, то есть знаток ювелирных камней. Он выбирает камень, который идеально подойдет украшению по размеру, качеству, цвету и прочим характеристикам.
Закрепление вставки тоже делает определенный мастер, называют его ювелиром-закрепщиком. Обработанный минерал нужно вставлять с особой щепетильностью и осторожностью, чтобы не повредить поверхность и не расколоть камень. При этом он должен сидеть в касте прочно и надежно.
Кольцо готово!
Вот так делают такие, казалось бы, простые и незамысловатые украшения, как кольца. Даже самое минималистичное изделие — например, тонкий ободок с одним камнем, который парень преподносит своей избраннице на помолвку, — проходит такой долгий путь от задумки до реализации идеи в драгоценном металле. Но все эти нюансы — это то, что делает работу ювелира такой ценной, а их творения — особенными.
Теперь, разглядывая интересные дизайны на сайте Столичной Ювелирной Фабрикитм, вы будете знать, как делают кольца, глубже разбираться во всех производственных деталях и, вероятно, захотите пополнить свою коллекцию красивым изделием, вышедшим из-под руки талантливых украинских ювелиров. А выгодные условия покупки и доставка по всей Украине делают ювелирный шопинг еще более доступным и приятным.
Автор: Ольга Заярнюк