На рубеже XIX и XX веков мир стремительно менялся, что не могло не отразиться на искусстве. Еще не успели утратить актуальность изысканные формы викторианского стиля, как балом стал править пышный стиль ар-нуво, а рядом с ослепительной роскошью ювелирного ремесла при короле Эдуарде, которому лучшие бриллианты поставлял сам Картье, уже зарождался безукоризненно утонченный арт-деко (он же ар-деко). У двух художественных стилей — ар-нуво и арт-деко, — которые существовали практически в одно и то же время, схожие названия, от чего многие их путают. Но при этом они имеют абсолютно разные, если даже не сказать противоположные характеристики. От эфемерного изящества ар-нуво до безукоризненной геометрии стиля арт-деко — поговорим об эпохе, когда ювелирное искусство не просто впечатляло красотой, а отражало дух времени.
Краткая история ювелирного искусства
Быстрая смена доминирующих в искусстве течений — отражение глобальных перемен в мироустройстве. Конец XIX века ознаменовался рывком в развитии промышленности и стал началом эпохи индустриализации. Как ответ на стремительный технологичный прогресс и внедрение массового производства в 1890-х годах возник стиль ар-нуво, что с французского переводится как «новый стиль». В разных странах направление носило различные названия: либерти — в Италии, югендстиль — в Германии, метро — во Франции, сецессион — в Австрии. Однако всюду ар-нуво, вдохновленный природой и ностальгией по романтичному периоду викторианской эпохи, характеризовался общими чертами — плавными линиями, растительными и анималистическими мотивами. Приверженцы ар-нуво старались всячески подчеркнуть превосходство утонченной ручной работы над «бездушной» машинной штамповкой.
Однако их усилия сошли на нет с началом Первой мировой войны в 1914 году, после которой начало зарождаться новое течение — стиль арт-деко. Свое название он получил в 1925 году в Париже, где тогда проходила Международная выставка декоративного искусства и современной промышленности. В отличие от замысловатых форм модерна арт-деко в ювелирном ремесле не отвергал машинное производство, а наоборот, активно применял достижения индустриализации. Для изделий в стиле арт-деко характерны угловатые формы, строгие линии, четкие переходы. Несмотря на весьма непродолжительный срок существования, эти ювелирные стили имели огромное значение для развития ювелирного ремесла.
Модерн в ювелирном деле
Стиль ар-нуво стал глотком свежего воздуха. Его поклонники были убеждены, что драгоценности должны быть уникальными. Поэтому ювелирные украшения в стиле модерн превратились из привычных ярких камней в красивых оправах в удивительных бабочек, птиц, стрекоз, цветы. Ювелиры черпали вдохновение из природы и японских произведений искусств. Украшения в ар-нуво напоминают стебли растений, вьющиеся лозы, лепестки, листья. Также в произведениях ювелирного искусства прослеживаются эротизированные изображения женщин, часто в сочетании с фантастическими существами. Мастера ар-нуво стремились к созданию украшений, которые имели бы художественную ценность, делая акцент на ручной работе и индивидуальности.
Характерные черты ар-нуво в украшениях
Ювелирные работы в стиле ар-нуво были призваны показать, как важно быть уникальным в мире, где распространяется шаблонное единообразие. Дли них характерны:
- плавные, мягкие линии, волнистые формы;
- природные мотивы;
- использование цветной эмали, в том числе витражной;
- интегрирование в дизайны символичных образов;
- применение необычных материалов — стекла, слоновой кости, поделочных и полудрагоценных камней.
Период появления ар-нуво совпал с зарождением движения за права женщин, что негативно воспринималось в обществе. В ювелирных украшениях в стиле модерн стали использовать женские образы — романтичные, утонченные, соблазнительные, в противовес мужественным суфражисткам.
Ювелиры-первопроходцы
Стиль ар-нуво многим обязан французскому художнику Рене Лалику, который стал первопроходцем в использовании нетрадиционных материалов. К созданию украшений он подходил как к искусству. Кроме привычных драгоценных металлов и камней, знаменитый ювелир ввел в ар-нуво стекло, эмаль, янтарь, кость, рог. А изображение потрясающих женщин-нимф, которые словно готовы были сойти с его изделий, стало визитной карточкой дизайнера. Рене Лалик был любимым ювелиром легендарной актрисы Сары Бернар и создавал драгоценности для ее сценических образов. Так что не только потрясающие перевоплощения Сары, но и ее украшения в мировом кинематографе запечатлены навеки.
Анри Вевер, балансируя между стилями ренессанс и ар-нуво, гармонично сочетал традиционные и нестандартные материалы. В его работах соседствуют бриллианты и опалы, золото и цветная эмаль, жемчуг и слоновая кость.
Профессиональное партнерство Жоржа Фуке и Альфонса Мухи подарило ценителям ар-нуво немало красивых сочетаний драгоценных и полудрагоценных камней, лака и эмали. А Луи Комфорт Тиффани создавал потрясающие броши, браслеты, подвески с эмалью, опалами, золотом, платиной. Кроме того, он экспериментировал со стеклом, керамикой, витражной эмалью. Известные ювелирные дома, работающие в эдвардианском стиле, такие как Cartier и Boucheron, стремились угодить поклонникам обоих направлений, поэтому часто создавали изделия на грани двух стилей.
Ювелирные украшения в стиле «модерн»
Для стиля ар-нуво характерны запоминающиеся украшения:
- крупные броши с природными мотивами;
- серьги и колье с жемчугом, особенно с барочным;
- объемные ожерелья с камнями яркого цвета и эмалированными растительными узорами;
- серьги с асимметричным дизайном;
- кольца с фигурными элементами;
- тиары и диадемы.
Драгоценности в ар-нуво отличались мастерским сочетанием различных материалов. Сегодня они являются очень ценными произведениями искусства и востребованы среди коллекционеров.
Кубизм и джаз в украшениях
Декоративное искусство, а именно так переводится «art déco» с французского, ознаменовало слияние искусства и достижений промышленной революции. После войны людям хотелось веселиться и жить полной жизнью, от чего мир захлестнула атмосфера гламура, танцев и джаза. Однако женщинам уже ни к чему было возвращаться в тесные корсеты и пышные юбки. Они, как и богатые формы ювелирных украшений, остались для них в прошлом. На смену им пришли драгоценности в стиле арт-деко. Их часто описывали термином «кубизм» за четкие углы, линии, геометрические формы, гармонирующие с удобной и элегантной одеждой нового времени и новым стилем жизни 20-х годов, сопровождаемым вечеринками, танцами, коктейлями.
Характерные особенности арт-деко в украшениях
Времена стремительно менялись, что, конечно же, отражалось на моде. С элегантными нарядами и свободными силуэтами ювелиры предлагали носить украшения в стиле арт-деко, которые характеризовались такими особенностями:
- Геометрические формы и безупречная симметрия. В дизайнах арт-деко доминируют прямые линии, треугольники, квадраты, ромбы, круги, симметричные узоры.
- Контрастные цвета. Классический тандем черного и белого цветов, а также сочетания ярких, насыщенных оттенков.
- Использование экзотических материалов. Ювелиры в арт-деко применяли не только традиционные благородные металлы, бриллианты, сапфиры, изумруды, но также оникс, яшму, кость и даже сталь.
- Инновационные техники обработки металлов и огранки камней.
Элементы дизайна в арт-деко нередко заимствовались из других культур, включая египетскую, месоамериканскую и африканскую.
Основоположники стиля
Эпоха стиля арт-деко — это пьянящий джаз, крепкий табак, танцы до утра с бокалом в руке и непростительно роскошные наряды. Под стать такому гедонистическому стилю жизни создавались и ювелирные украшения. Особый вклад в развитие арт-деко сделал дом Картье, привнеся в ремесло технику резьбы по камню. Легендарный бренд Van Cleef & Arpels славился утонченным сочетанием драгоценных камней и сложных техник инкрустации, воплощающих эстетику арт-деко.
Реймон Темплиер — ювелир в третьем поколении — прославился своими ювелирными работами в кубическом стиле, соседствующем с арт-деко. Он находил вдохновение в механизмах, зданиях, вещах вокруг себя. Его визитная карточка — функциональные украшения-трансформеры, позволяющие в мгновение ока превратить обыденный наряд в элегантный вечерний образ.
Еще одна талантливая мастерица того времени Сюзанн Бельперрон черпала вдохновение всюду, где только можно, объединяя в своих узнаваемых шедеврах стиля арт-деко брутальные архитектурные формы, японскую эстетику и элементы африканской культуры.
Ювелирные украшения в стиле арт-деко
Украшения в стиле арт-деко отвергают натуралистические мотивы ар-нуво и воспевают достижения прогресса. Популярными в 20–30-х годах прошлого века были драгоценности, ставшие символом новой эры:
- Массивные броши, браслеты с геометрическими узорами и драгоценными камнями. Преимущественно из белого металла — платины, белого золота. В это же время берет свое начало история теннисного браслета — дорожки прозрачных бриллиантов на основе из белого металла, которую в 20-х называли «браслетом вечности».
- Плотно облегающие шею чокеры. Украшались бриллиантами и другими камнями, при этом часто в центре композиции был один крупный камень угловатой огранки.
- Украшения-трансформеры.
- Длинные цепочки и сотуары из жемчуга, горного хрусталя, бриллиантов.
- Длинные серьги-подвески с камнями и черной эмалью или ониксом
- Брошки с изображениями предметов, отражающих концепцию времени — в форме машин, людей, механизмов, яхт, кораблей и т. д.
- Изделия в египетской стилистике — из лазурита, бирюзы, сердолика и коралла, украшенные скарабеями, оком Гора, пирамидами.
Многие мотивы в арт-деко перебирались из культур Китая и Японии, стилистики Дальнего Востока.
Арт-деко и ар-нуво в современных ювелирных трендах
Ювелирные стили ар-нуво и арт-деко совсем не долго царили на арене моды, однако оставили след в истории искусства и положили начало новым направлениям. Сегодня в модных украшениях прослеживаются как натуралистические мотивы ар-нуво, так и безупречная геометрия арт-деко. Благодаря современным технологиям ювелирам удается гармонично сочетать оба стиля и создавать уникальные ювелирные изделия, которые отражают актуальные эстетические предпочтения и в то же время отдают дань уважения историческому наследию.
Автор: Ольга Заярнюк