Цінопад коштовностей. Знижки на діаманти, сапфіри, рубіни, смарагди
Киев
Меню
Каталог
Личный кабинет
Избранное Корзина

Украшения в мировой литературе: символы, истории и эмоции

| Ольга Заярнюк
Содержание:
  1. Ювелирные символы в классической литературе
  2. Украшения как олицетворение чувств
  3. Украшения в мире приключений и фантастики
  4. Украшения как отражение человеческой природы

На страницах романов разворачиваются настоящие страсти, и порой виновником сюжетных перипетий являются не сами персонажи, а ценные предметы. Ювелирные изделия, камни и драгоценности в литературе нередко меняют ход событий и судьбы героев, становясь уликой, объектом обожания, желанной добычей или важным символом. От простого на вид кольца, способного развернуть ужасающие войны, до роскошных подвесок, от которых зависит будущее целой страны, — драгоценности на страницах книг могут стать катализаторами великой трагедии или же потрясающего триумфа, превращая произведение в глубокое философское размышление.

Ювелирные символы в классической литературе

Многие классические писатели наделяли украшения не только эстетической, но и драматургической функцией. Различные драгоценные камни и золотые сокровища природы фигурировали в сюжете не просто как красивые предметы для описания атмосферы, а как немые фигуранты истории, становясь метафорой определенных чувств или черт характера либо причиной для тех или иных поступков героев. Драгоценности в литературе становились отражением времени, моральных качества героя, символом целой эпохи. Через литературный образ автор мог показать гордость, тщеславие, преданность или слабость человека.

«Лунный камень» Уилки Коллинза

В одном из первых английских детективов XIX века, принадлежащем к числу лучших детективных романов в мире, сюжет крутится вокруг таинственной драгоценности, окутанной мрачными легендами. Название произведения может ввести заблуждение, поскольку в романе речь идет не об адуляре, а о бриллианте. Загадочный камень из Индии, который все своим владельцам приносил лишь несчастья и, только попав в руки своей новой хозяйки, вновь исчез, — движущая сила всего сюжета. Пропажа драгоценного камня связывает героев, заставляет их подозревать друг друга, раскрывает глубокие черты характера. Похоже, даже лучшему сыщику не разгадать эту загадку.

Многослойная символика самоцвета олицетворяет мистическую фатальность, словно магический амулет, принесший проклятие. В то же время литературное произведение показывает, что драгоценный и всеми обожаемый минерал, который благородная оправа и огранка «Маркиз» делают настоящим шедевром, может быть не только богатством, но и опасной ношей, разрушающей судьбы.

Коллинз сделал ювелирный камень полноправным персонажем, который не менее важен, чем сами люди. Такой прием позже многократно использовали и другие авторы, связывая красоту драгоценностей с трагедиями человеческих судеб.

«Три мушкетера» Александра Дюма

В знаменитом романе французского писателя алмазные подвески королевы Анны Австрийской становятся политическим и личным символом. Вокруг них строится одна из главных интриг произведения. Это не просто роскошный аксессуар — они несут в себе отражение эпохи, с ее дворцовыми тайнами и борьбой за влияние.

В истории, филигранно закрученной Дюма, подвески — это и предмет гордости, и политический козырь. Их надевают, прячут, выкрадывают, а вместе с ними меняется судьба целых государств. Читатель, а также зритель одноименного фильма, видит, что ювелирное изделие не в тех руках и не в том месте может оказаться мощнее любого оружия. В романе бриллиантовый путь подвесок оказывается в центре политической интриги. А кроме того, шикарные банты, щедро усеянные бриллиантами и другими самоцветами, в образе героини отражают атмосферу эпохи: роскошь королевского двора, величие монархии.

Украшения как олицетворение чувств

Нередко драгоценности в художественных произведениях служат метафорой чувств и эмоций. Ведь что может быть более символичным, чем ценные дары природы, обрамленные в утонченные ювелирные изгибы. И в жизни кольцам, браслетам и кулонам отводится важное значение, поскольку они часто наделены смыслом. А уж на страницах романа, где в конечном итоге почти всегда все сводится к отношениям между людьми, им точно самое место.

«Дары волхвов» О. Генри

Не только человеческую алчность, зависть и стремление к власти могут олицетворять драгоценности в литературе: часто история создания ювелирных шедевров и их путь отражают самое прекрасное чувство — любовь.

Классическая рождественская повесть О. Генри — это гимн любви и самопожертвованию. Двое влюбленных совершают жертву, чтобы осчастливить друг друга:

  • девушка срезает и продает свои красивые волосы, чтобы купить цепочку для часов мужа;
  • мужчина закладывает свои часы, чтобы приобрести изящные гребни для возлюбленной.

В итоге сами предметы теряют практическую ценность, зато обретают вечное символическое значение. Это сказка о том, что любовь дороже любого кольца или ожерелья. Что не золото и не роскошный блеск определяют значимость подарка, а жертвенность, преданность и душевная привязанность.

«Ожерелье» Ги де Мопассана

Новелла Ги де Мопассана, даже названная в честь ювелирного изделия, — это классический сюжет о тщеславии и человеческих иллюзиях. Главная героиня Матильда уверена, что ей просто не повезло в жизни и на самом деле она достойна самых роскошных палат и изумительных нарядов. Мечтая попасть в общество вельмож, она наконец обретает долгожданный шанс и получает приглашение на важный прием, где соберутся все сливки общества. Чтобы точно сверкать на мероприятии и привлечь к себе внимание, Матильда берет взаймы колье с бриллиантом у подруги, но звездный выход в итоге оборачивается трагедией, поскольку драгоценность была утрачена. Супружеской паре пришлось круто изменить свою жизни, чтобы приобрести такое же украшение и отдать его владелице, для чего они продали все, что было, да еще и влезли в огромные долги. И только спустя годы выяснилось, что колье было фальшивкой, просто ничего не стоящей бижутерией…

Эта история о несбывшихся мечтах и разрушенных судьбах напоминает читателю: подлинная ценность не в роскошных предметах и дорогом убранстве, а в искренности и честности. Поэтому книга остается актуальной спустя века.

Украшения в мире приключений и фантастики

Жанры приключений и фэнтези особенно любят превращать драгоценности в литературе в артефакты, от которых зависит судьба всего мира. Перстни, золотые браслеты и драгоценные камни могут как развязать великие битвы, так и стать ключом к примирению.

«Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина

В современном понимании кольцо с бриллиантом может быть только символом любви и искренности, вечных несокрушимых чувств. Однако у отца высокого фэнтези свое видение ювелирного воплощения человеческой натуры. В его культовой трилогии золотое кольцо создано для подчинения и обретения власти. Оно становится главным символом соблазна, разрушительной силы и одновременно величайшего искушения.

Толкин превратил драгоценность в метафору борьбы со злом. Изделие стало в саге орудием разрушения. Оно влияет на целые народы, меняет характер героев, искушает даже самых благородных. Это зеркало человеческой слабости, в котором правит тьма. Автор сделал кольцо Саурона центром всего романа — оно связывает сюжетные линии, отражая борьбу между добром и злом.

«Голубой карбункул» Артура Конан Дойла

Драгоценные камни, стоящие баснословных денег, таинственные фамильные реликвии, сокровища фараонов и прочие драгоценности нередко фигурируют в детективах. Вот и легендарный творец запутанных расследований не обошел стороной актуальную тематику. В детективной истории Шерлока Холмса ценный самоцвет оказывается причиной преступления. Камень в центре сюжета становится объектом, ради которого совершают кражи и даже убийства.

Холмс раскрывает загадку драгоценности со свойственной лишь ему блестящей логикой. Через нее Конан Дойл показывает, как легко алчность подчиняет людей. Этот рассказ — своеобразная миниатюра о том, как драгоценности в литературе становятся зеркалом человеческих пороков.

Украшения как отражение человеческой природы

Ювелирные украшения в литературе очень часто передают нечто большее, чем просто образ героев, даже если непосредственно на них сюжет не строится. Упомянутая невзначай жемчужная нить может символизировать нежную натуру девушки, яркие цвета камней сообщать читателю, что персонаж стремится быть в центре внимания, а подаренное бриллиантовое кольцо станет символом любовной клятвы. Через драгоценности в литературе писатель может передавать вечные темы:

  • любовь и страсть;
  • власть и алчность;
  • гордость и тщеславие;
  • преданность и самопожертвование.

Ювелирные изделия в художественных произведениях выступают зеркалом человеческой души или становятся объектом, призванным вскрыть потаенные мысли или чувства героя.

Почему писатели так часто обращаются к этим символам? Потому что ювелирное изделие легко передает то, что не увидеть глазами: симпатию или отчужденность, стремление выделиться или остаться в тени, желание славы и т. д. Камни и украшения можно носить, дарить, передавать по наследству. Но вместе с ними передаются и эмоции: радость, скорбь, память. Это не просто деталь образа, а часть истории человека, семьи или целого народа.

Причем это работает и в реальной жизни. Так же, как в книгах, наши собственные украшения могут быть не только стильным элементом, но и отражением чувств, воспоминаний и жизненных вех. Когда берете в руки любимый кулон, надеваемый «на удачу» в важные дни, или видите, как бриллианты в обручальном кольце переливаются на солнце, стоит задуматься: а какую историю расскажет этот предмет о нас? И какие эмоции он будет хранить, если через десятилетия новые герои посмотрят на них своим взглядом?